Заряка аккумулятора за 2 минуты
Прорыв в технологии изготовления аккумуляторных батарей для портативных устройств
Трудно себе представить современные гаджеты без аккумулятора. Все портативные электронные устройства, такие как телефоны, нетбуки, смартфоны и т.п. имеют компактные аккумуляторные батареи. Но на сегодня они же являются и самым «слабым звеном» гаджета. Кроме непродолжительного срока службы и малой емкости есть и еще один недостаток - время зарядки аккумулятора. Далее...

Технология изготовления аккумуляторных батарей

органические сверхпроводники

ОРГАНИЧЕСКИЕ СВЕРХПРОВОДНИКИ - соединения углерода с нек-рыми элементами [Н, О, S (или Se), N, Р], обладающие сверхпроводящими свойствами. Сверхпроводящее состояние может быть достигнуто в органич. соединениях, имеющих характерный для металлов тип проводимости при низких темп-pax (см. Органические проводники ).Исследование органич. проводников показало, что электрич. проводимость металлич. типа наблюдается у органич. кристаллов с достаточно хорошим перекрытием электронных орбиталей (по крайней мере, в двух направлениях). Возможность достижения сверхпроводимости в соединениях без единого атома металла, но с двумерным (слоистым) характером электронного движения была установлена П. Грином (P. L. Green) и др. (1975) в результате синтеза полимера полисульфурнитрида (SN)х (рис. 1). Молекулы в кристаллах этого полимера сближены настолько, что движение электронов в двух направлениях практически изотропно, проводимость кристаллов достигает значений 5 х 105 Ом-1 х см-1 при 4 К, ниже критич. темп-ры Тс = 0,3 К наблюдается сверхпроводимость.

Рис. 1. Молекула полисульфурнитрида.

Впервые О. с. удалось получить К. Бекгарду (К. Bechgaard, 1980). Он синтезировал молекулу TMTSF и использовал её в качестве катиона в кристаллах с переносом заряда (TMTSF)2X, где роль анионов играют небольшие группы атомов X - PF6, СlО4, SCN и им подобные (см. рис. 1 к ст. Органические проводники ,где рассмотрены хим. структуры О. с.). Плоские молекулы образуют стопки, вдоль к-рых движутся электроны проводимости -15023-92.jpg-электроны атомов углерода и селена. Боковые атомы селена молекул TMTSF обеспечивают довольно хорошее перекрытие волновых функций электронов проводимости также и для молекул TMTSF соседних стопок. В результате слои, образованные из стопок катионов TMTSF, обеспечивают двумерное движение электронов с анизотропией внутри слоев - вдоль стопок подвижность электронов наивысшая. В медленно охлаждаемых кристаллах (TMTSF)2ClO4 сверхпроводящее состояние достигается ниже Тс = 1,3 К, во всех др. соединениях семейства (TMTSF)2X из-за анизотропии движения электронов внутри слоев охлаждение приводит к фазовым переходил металл - диэлектрик. Для достижения металлич. основного состояния и сверхпроводимости с Тс15023-93.jpg1 К требуется давление порядка неск. кбар (неск. сотен МПа). В сверхпроводниках (TMTSF)2X обнаружены все обычные проявленпя сверхпроводимости - нулевое электрич. сопротивление, полный Мейснера эффект в слабых магн. полях, скачок теплоёмкости в точке Тс, уменьшение плотности состояний в спектре квазичастиц по сравнению с нормальным состоянием. Все они относятся к сверхпроводникам 2-го рода, т. к. лондоновская глубина проникновения в них велика из-за малой плотности электронов проводимости, а сверхпроводящая корреляц. длина15023-94.jpg мала из-за сравнительно малой фер-миевской скорости vF электронов даже для направления вдоль стопок TMTSF. Магн. свойства сверхпроводников (TMTSF)2X, т. е. значения нижнего (НС1) и верхнего (НС2) критических магнитных полей, сильно зависят от направления внеш. магн. поля из-за анизотропии движения электронов в нормальном состоянии (рис. 2). Поведение семейства О. с. (TMTSF)2X при темп-pax Т15023-95.jpg Тс отклоняется от стандартного поведения сверхпроводников, описываемых Бардина - Купера - Шриффера моделью (БКШ). Так, зависимость НС2)линейна вплоть до самых низких температур, и при Т15023-97.jpg Тс значения НС2 для направления вдоль оси а (вдоль стопок) превосходят парамагн. предел (согласно модели БКШ, кривизна графич. зависимости НС2 от темп-ры отрицательна, а значения Нс2 не превосходят парамагн. предел). Вторая аномалия О. с. проявляется во влиянии немагнитных примесей на величину Тс: при довольно малой их концентрации сверхпроводимость исчезает, в то время как в модели БКШ такой эффект примесей становится заметным лишь вблизи порога андерсеновской локализации электронов, когда длина свободного пробега электронов приближается к межмолекулярной.

Рис. 2. Зависимость верхних критических полей HC2 от температуры Т в (TMTSF)2C1O4. Внешнее магнитное поле направлено: 1 - вдоль стопок (ось а), 2 - вдоль слоев перпендикулярно стопкам (ось в*), 3 - поперёк слоев (ось с).

В 1987 установлено [8], что в (TMTSF)2ClO4 скорость релаксации ЯМР при низких темп-pax уменьшается с понижением темп-ры пропорц. Т2, а не экспоненциально, как в модели БКШ. Это означает, что в семействе (TMTSF)2X сверхпроводимость обладает рядом особенностей, обусловленных, по-видимому, спецификой волновых ф-ций куперовских пар в этих соединениях (т. н. d-волновая сверхпроводимость). Сверхпроводимость сходного типа обнаружена также в системах с тяжёлыми фермионами.
В кристаллах15023-98.jpg-(BEDT - TTF)2X анизотропия в плоскости стопок (BEDT - TTF) при низких темп-рах практически отсутствует, никаких переходов типа металл - диэлектрик в соединениях с15023-99.jpg15023-100.jpg нет, и при атм. давлении они становятся сверхпроводниками с Тс = 1,5, 5 и 2,8 К соответственно. Кроме того, наложением давления Р > 0,2 кбар получена модификация15023-101.jpg-(BEDT - TTF)2I3, метастабиль-ная при атм. давлении, имеющая Тс = 8,1 К [7]. Соединения15023-102.jpg-(BEDT - TTF)2X также относятся к сверхпроводникам 2-го рода, в них обнаружены полное отсутствие сопротивления ниже Тс и полный эффект Мейснера в слабых магн. полях. Как и в (TMTSF)2X, ряд их сверхпроводящих свойств при Т15023-103.jpg Тс не согласуется с предсказаниями модели БКШ. Именно - зависимость НС2(Т)в случае15023-104.jpg-(BEDT - TTF)2I3 имеет сильную положит. кривизну (рис. 3), а в соединениях с X =15023-105.jpg и15023-106.jpg она линейна. Кроме того, отношение сверхпроводящей щели (при Т = 0)15023-107.jpg (0) к Тс в кристаллах с X =15023-108.jpg, по крайней мере, в 4 раза превосходит значение, даваемое моделью БКШ.
Свойства О. с. могут быть объяснены в рамках представлений об обычном электронно-фононном механизме куперовского спаривания (см. Купера эффект ).Ныне нет никаких чётких эксперим. указаний на существование в них др. механизма сверхпроводимости. Ряд аномалий сверхпроводящих свойств О. с. указывает на возможность реализации в них режима сильного электронно-фононного взаимодействия. Для этого режима характерны большое отношение15023-109.jpg(0)/ТС, превышающее значение, полученное в модели БКШ, положит. кривизна в графич. зависимости НС2)и сравнительно большие значения Тспри низкой дебаевской частоте фононов (в органич. соединениях эта частота соответствует Дебая температуре, ок. 60 К).

Рис. 3. Зависимость верхнего критического магнитного поля вещества15023-111.jpg-(BEDT - TTF)2I3 от температуры (поле направлено поперёк слоев). Крестики - экспериментальные значения величины Hc2(T)/[(dHc2/dT)TC х Tс] - приведённого критического поля - для фазы15023-112.jpg; Т/ТС - приведённая температура. Точки - аналогичные данные для фазы15023-113.jpg . Сплошная кривая соответствует результатам модели БКШ.

В пользу сильной электронно-фононной связи свидетельствуют также очень низкие значения проводимости О. с. при комнатной темп-ре. Для15023-114.jpg-(BEDT - TTF)2X значения проводимости лежат в интервале (20 - 70) Ом-1 x см-1, и они меньше минимальной моттовской проводимости (см. Моттовские диэлектрики ),к-рая соответствует длине свободного пробега электрона порядка межмолекулярной длины. Спектр фононов, сильно взаимодействующих с электронами, у органич. соединений богаче, чем у неорганических. Здесь есть дополнит. моды - вращение молекул (либрации) с низкими частотами15023-115.jpg ~ 10К15023-116.jpg и внутримолекулярные колебания с15023-117.jpg до 2000 К. Богатство фононного спектра и возможность направленного изменения его путём синтеза подходящих молекул делают О. с. весьма перспективными для дальнейшего повышения критич. темп-р Тс.

Лит. см. при ст. Органические проводники.

Л. Н. Булаевский.