Стартовая Предметный указатель Новости науки и техники
Новости науки и техники
История паровозов
От 1804 г. до наших дней
Некоторые конструкторы первых паровозов предполагали, что гладкие колеса будут пробуксовывать, скользить при старте и предлагали свои варианты решения этой проблемы. Модель Бленкинсопа имела пару колес с зубцами. Это создавало трудности в строительстве колеи и создавало неимоверный шум. Далее...

Изобретение паровозов

Модель первого паровоза

калуцы - клейна теория

КАЛУЦЫ - КЛЕЙНА ТЕОРИЯ - теория поля в пятимерном пространстве-времени (одна временная и четыре пространств. координаты), объединяющая эл--магн. и гравитац. взаимодействия на геом. основе. Предложена Т. Калуцей (Th. Kaluza, 1921) и О. Клейном (О. Klein, 1926). Впоследствии над её развитием много лет работал А. Эйнштейн. Дополнительная, пятая координата, вводимая в К. - К. т., является компактной (её значения лежат на окружности) и имеет настолько малый размер, что для макроскопич. наблюдателя она не заметна (все измеряемые наблюдателем физ. величины не зависят от значения пятой координаты). Осн. результат К.- К. т. состоит в том, что лагранжиан гравитац. взаимодействия в пятимерном пространстве-времени, в качестве к-рого (по аналогии с общей теорией относительности Эйнштейна) берётся след пятимерного Риччи тензора ,с точки зрения четырёхмерного макроскопич. наблюдателя представляется как сумма лагранжиана эйнштейновской теории гравитации в четырёхмерном пространстве-времени и лагранжиана максвелловской теории эл--магн. взаимодействия. При этом смешанные компоненты метрического тензора пятимерного пространства-времени gА4 (где A=0, 1, 2, 3 соответствует обычным пространственно-временным координатам) интерпретируются как четырёхмерный вектор-потенциал эл--магн. поля. Первоначальная К.- К. т. имеет чисто историч. интерес, поскольку в ней нет места для элементарных частиц с полуцелым, спином (фермионов), а также для сильного и слабого взаимодействий. Однако сама идея многомерных единых теорий поля переживает новый расцвет в связи с успехами теорий суперсимметрии, супергравитации и суперструн. В совр. теориях типа К.- К. т. рассматривается искривлённое пространство-время размерности 4+d и предполагается, по аналогии с первоначальной К.- К. т., что дополнительные d измерений к--л. образом компактифицируются в замкнутое d-мерное пространство (в нек-рых вариантах - в d-мерную сферу) с характерными размерами порядка т. н. планковской длины 012-74.jpg 10-33 см, где G - ньютоновская гравитац. постоянная. Симметрия этого d-мерного пространства определяет внутренние симметрии и калибровочные симметрии (см. Калибровочная инвариантность) сильного, эл--магн. и слабого взаимодействий. В теорию может быть включена суперсимметрня, что позволяет объединить бозоны и фермионы. С точки зрения четырёхмерного макроскопич. наблюдателя такая теория содержит бесконечное число квантовых полей с разл. спинами. При этом кванты тех полей, к-рые не зависят от координат d-мерного пространства, имеют массу 012-75.jpg ГэВ/с2, а остальные поля - очень тяжёлые (mаmPl) и поэтому не проявляются в лаб. экспериментах (mPl- планковская масса ).Наиб. интерес представляет 10-мерная теория типа К.- К. т. (d=6), к-рая возникает в низкоэнергетич. (E[mPlс2) пределе более фундам. теории нелокальных объектов - суперструн. Нек-рые варианты теории суперструн не содержат ультрафиолетовых расходнмостей при специальном выборе группы симметрии (E83E8, к-рая далее нарушается до E63E8) великого объединения сильного, эл--магн. и слабого взаимодействий. Важно, что эта группа симметрии является удовлетворительной с точки зрения классификации элементарных частиц., А. А. Старобинский.

  Предметный указатель